Лавка Шутера |
АКПП |
Шутерская мудрость
|
© www.shooter.ru
1998-2002, * * * Об АКПП можно говорить долго. В данной статье я собрал некоторые из наиболее часто встречающихся тем, которые всплывают при упоминании АКПП. Сразу введём 2 термина – АКПП (Автоматическая Коробка Переключения Передач) и РКПП (Ручная Коробка Переключения Передач). Последнюю часто именуют также МКПП – Механическая КПП, но этот термин, как мне кажется, не совсем верен, ибо подразумевает, что АКПП основана на иных принципах, нежели те, что описаны в механике. А это не так. Пожалуй, самая любимая тема – «какая коробка лучше, АКПП или РКПП?» Этот вопрос сродни вопросу «а какой двигатель лучше – бензиновый, или дизельный?» или «а какой тип привода лучше – задний, или передний?» Правильный ответ – «а какая вам больше нравится, такая для вас и лучше». Но это не значит, что если вы выбрали АКПП, то РКПП является плохой коробкой. Для большого города, где большую часть времени на дороге мы проводим в нудных «пробках», АКПП, пожалуй, будет являться лучшим выбором. В конце концов, автомобиль – это, прежде всего, транспортное средство, а не тренажёр для отработки упражнения №1 – трогания с места. Если вам по душе «спортивный» стиль передвижения, то вы, конечно, предпочтёте РКПП, потому что для получения полного удовольствия от «драйва», между вами и машиной должно быть как можно меньше думающих за вас устройств – «мозгов» АКПП, систем курсовой устойчивости, и так далее... Однако, какой бы тип КПП вы не выбирали, на мой взгляд уметь управляться с РКПП нужно обязательно. В жизни ведь всякое может случиться, и очень неприятной может оказаться ситуация, когда и ехать надо срочно, и автомобиль исправный имеется, но вот только ехать не получается, потому что в нём не удобный «автомат», а «какая-то дурацкая палка и непонятная 3-я педаль». Думаете я преувеличиваю? А нисколько. Как-то прочитал забавную историю о том, как где-то в США грабитель, под угрозой пистолета отобрал у женщины ключи от её машины и уже собрался быстро-быстро смотаться, как обнаружил в машине те самые «дурацкую палку и непонятную 3-ю педаль». В результате, незадачливый грабитель бросил ключи и убежал пешком. Пример, конечно, скорее, юмористический, чем практический, но в каждой шутке ведь есть и доля того, над чем можно задуматься. О замене масла в АКПП. Большинство современных АКПП замены масла не требуют. В них залито масло на весь срок службы АКПП, который, вообще говоря, должен совпадать со сроком службы автомобиля. В таких АКПП отсутствует щуп для проверки уровня ATF, а на самой АКПП как правило имеется табличка или наклейка с надписью «в коробку залито масло на весь срок службы». В АКПП старого образца масло менять можно и нужно с периодичностью, предписанной заводом-изготовителем. Важно знать о том, что процедура замены масла в АКПП отличается от процедуры замены масла, например, в двигателе. Она не столь проста и не стоит доверять её «мастерам», которые рассуждают примерно так – «А чё там менять? Слил, да новое залил...» Существует мнение, что если в АКПП старого образца масло не менялось регулярно, то его не надо менять вовсе. Мне известны несколько случаев, когда замена масла в такой АКПП приводила к её быстрой и безвременной кончине. По всей видимости, это связано с тем, что в АКПП, в которой масло не менялось регулярно, образуется определённый, если можно так выразиться, «микроклимат», который при замене масла на свежее, нарушается, отовсюду вымываются различные отложения, которые забивают масляные каналы, что и приводит к «умиранию» коробки. Не стал бы однозначно рекомендовать использовать на практике эту теорию, но иметь в виду её стоит. Ремонт АКПП. Где и как отремонтировать АКПП? Правильный ответ, как это ни удивительно, - а нигде. АКПП, по большому счёту, изделие в наших условиях неремонтопригодное. Скажете «А как же фирма такая-то? Они ведь ремонтируют любые АКПП...» Отвечу несколькими вопросами для размышления. Вопрос 1-й. Каков срок службы АКПП? Ответ – при правильной эксплуатации он равен сроку службы автомобиля. К чему этот вопрос? А вот к чему: Вопрос 2-й. А какую гарантию соизволяют давать так называемые «ремонтники» АКПП на свои «работы», которые они весьма и весьма недёшево ценят? Ответ – в лучшем случае, 10 000 км. Иными словами, они сами признают, что после их так называемого «ремонта» АКПП проживёт недолго. Если бы ещё «ремонт» этот стоил рублей 100, а то ведь норовят объявить цены в районе 1000-1500 долларов. Берём сумму равную чуть ли не половине стоимости новой АКПП и ни за что не хотим отвечать... Заставляет задуматься, правда? Вопрос 3-й. Как вы думаете, а почему в списке работ, которые выполняют официальные дилеры, к примеру, БМВ, такой строки, как «ремонт АКПП» просто нет? Они что, не хотят заработать денег? Да нет, хотят, конечно. Просто завод-изготовитель, в отличие от наших горе-«ремонтников», очень хорошо понимает суть вопроса №2. Поэтому-то, в случае поломки АКПП дилер предложит вам очень простую, хотя и небюджетную операцию – «замена АКПП в сборе». И это не способ «срубить лёгких денег». Официальные дилеры дают на свою работы гарантию, предписанную производителем, поэтому они не будут производить работ, результаты которых могут оказаться, мягко говоря, непредсказуемыми. Кстати, о ценах. Почему-то в народе бытует мнение, что новая АКПП в сборе стоит каких-то совершенно фантастических денег – не то $7000, не то $10000. Это неверно. Например, оборотная АКПП для БМВ 325i в кузове Е36 стоит около $3800. Дорого? Да уж недёшево. А если так называемые «ремонтники» АКПП просят с вас за свой «ремонт» $1500, причём, по сути, не дают на него никакой гарантии – это не дорого ли? В общем, думаю, тут есть над чем поразмыслить. Диагностика АКПП. Современные АКПП снабжены достаточно информативной системой диагностики, поэтому для серьёзной диагностики АКПП нужно обращаться на те СТО, которые имеют в своём распоряжении диагностическое оборудование, предназначенное для считывания ошибок из блоков управления АКПП. «Диагностика» из серии, когда «умный мастер» ездит на вашей машине и, ковыряя пальцем в носу, глубокомысленно изрекает «ну тут у вас эта... «бублик» полетел наверное...» является простым выбрасыванием денег на ветер и потерей времени. Эксплуатация АКПП. О том, как правильно эксплуатировать АКПП на вашей машине, очень подробно изложено в Инструкции по эксплуатации. Вообще, данная книжица очень полезна и очень напрасно многие не читают её, думая «А чего я там нового прочту? Я ведь уже 15 лет за рулём!» Отмечу 2 самые важные вещи. Масло в АКПП служит не только для смазки, но и приводит в действие её узлы. Давление масла, необходимое для этого, обеспечивается масляным насосом, который работает только тогда, когда запущен двигатель. Именно поэтому, буксировать автомобиль с выключенным двигателем, оснащённый АКПП, можно с небольшой скоростью и на короткие расстояния. В общем случае действует формула «50-50», то есть не более 50 км со скоростью не более 50 км/ч. Поэтому, имея возможность воспользоваться эвакуатором, не экономьте деньги. Замена АКПП гораздо дороже стоимости услуг эвакуатора. Россия – это большая, заснеженная страна, где 6 месяцев в году длится зима. А зимой, как известно, холодно. Мы не в Ницце. Поэтому, в холодное время года не нагружайте АКПП сразу после пуска двигателя. Либо дайте ей немного прогреться, либо, если время не ждёт, поначалу поезжайте неспеша, чтобы АКПП прогрелась на ходу. |